Формирование информационной компетентности учителя. "формирование информационной компетенции у младших школьников" Понятие информационной компетентности

1

В данной статье рассматриваются теоретико-практические основы формирования информационной компетентности учащихся, рассматриваемой нами как составляющая их конкурентоспособности. Именно в данном аспекте определен компонентный состав информационной компетентности, включающий тот комплекс информационных знаний, умений и навыков, который мотивирует проявления качеств конкурентоспособности личности обучающегося в ее учебной и внеучебной деятельности. Представленные в статье модель и технология формирования информационной компетентности учащихся разработаны нами на основе интеграции системно-деятельностного и компетентностного подходов. На основе выделенных подходов и в соответствии с особенностями процесса обоснована структурно-функциональная модель, которая включает мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный и оценочно-корректирующий компоненты. Модель формирования информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности будет эффективно функционировать посредством внедрения соответствующей технологии. Технология представляется в виде совокупности мотивационно-ценностного (целевые ориентации на самообразование, самосовершенствование, самореализацию), содержательного (информационно-предметная основа и блочно-модульная структура освоения учебного материала), процессуального (совокупность форм, методов и средств обучения) и оценочно-корректирующего компонентов (диагностика уровней сформированности информационной компетентности учащихся).

информационная компетентность обучающегося как составляющая его конкурентоспособности

методологические подходы

компонентный состав информационной компетентности

модель формирования информационной компетентности

технология формирования информационной компетентности.

1. Шевчук, Е. В. Информатика: программа для 5 классов 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева, Т. Т. Жаналинова. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007. - 12 с.

2. Шевчук, Е. В. Информатика: программа для 6 кл. 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Астана: РНЦП Учебник, 2008. - 15 с.

3. Шевчук, Е. В. Информатика: программа для 9 кл. 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Астана: РНЦП Учебник, 20011. - 14 с.

4. Шевчук, Е. В. Информатика: учебник для 5 классов 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Кокшетау: Изд-во «Келешек-2030», 2007. - 119 с.

5. Шевчук, Е. В. Информатика: учебник для 6 классов 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Кокшетау: Изд-во «Келешек-2030», 2008. - 145 с.

6. Шевчук, Е. В. Информатика: учебник для 8 классов общеобразовательных школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008. - 128 с.

7. Шевчук, Е. В. Информатика: пробный учебник для 9 классов 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2011. - 120 с.

8. Шевчук, Е. В. Информатика. Рабочая тетрадь: учебное пособие для 8 классов общеобразовательных школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008. - 56 с.

9. Шевчук, Е. В. Информатика. Методическое руководство: пособие для учителей 8 классов общеобразовательных школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева, Н. Н. Завертунова. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008. - 176 с.

10. Шевчук, Е. В. Информатика [Текст]: методическое руководство: пробное пособие для учителей 9 классов 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2011. - 172 с.

Несмотря на достаточно широкий спектр педагогических исследований по формированию информационной компетентности учащихся (А. С. Белкин, И. И. Дзегеленок, Э. Ф. Зеер, Е. М. Ермеков, А. А. Кузнецов, М. П.Лапчик, Н. В. Макарова, Е. И. Машбиц, И. Г. Семакин, Н. Д. Угринович, Е. К. Хеннер и др.), неразработанным остается аспект, связанный с рассмотрением информационной компетентности как характеристики конкурентоспособности личности .

Основными причинами этого являются:

  • отсутствие общепризнанного понимания информационной компетентности учащихся и конкурентоспособной личности как комплексного феномена;
  • недостаточная разработанность теоретических основ процесса формирования у учащихся информационной компетентности, отражающих его природу, сущность, структуру;
  • необходимость поиска в образовательном процессе современной школы направлений формирования информационной компетентности и отсутствие соответствующих модели и технологии;
  • недостаточная разработанность содержательного и учебно-методического аспектов формирования у учащихся информационной компетентности.

Исследуя проблему формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности, мы опирались на интеграцию системно-деятельностного и компетентностного подходов.

Представим основные положения, отражающие результат использования системно-деятельностного подхода относительно исследуемого процесса.

  1. Системно-деятельностный подход способствует выделению группы элементов: цели, задачи, содержание, формы, средства, методы, этапы - в целостном педагогическом процессе и рассматривает их взаимодействие в структуре данного процесса и с внешними объектами (средой), что обеспечивает комплексное изучение исследуемой проблемы.
  2. Формирование информационной компетентности учащихся является подсистемой системы общеобразовательной подготовки учащихся, что позволяет осуществлять его реализацию с учетом общедидактических принципов.
  3. Системно-деятельностный подход позволяет эффективно организовать педагогическое управление процессом формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности.
  4. Системно-деятельностный подход определяет характер деятельности педагога и учащегося в учебно-воспитательном процессе, создает условия для проявления качеств личности.
  5. Формирование исследуемого качества представляет собой непрерывную смену различных видов деятельности, направленных на достижение достаточного уровня сформированности у учащихся информационной компетентности.

Компетентностный подход выступает практико-ориентированной тактикой исследования, обеспечивает анализ педагогического объекта как явления, в рамках которого осуществляется формирование у учащихся исследуемого вида компетентности. Анализ исследований в области компетентностного подхода показал, что результатом его реализации должна стать содержательная характеристика формируемого вида компетентности. Поэтому нами определен компонентный состав информационной компетентности (конкретизированы составляющие: знания, умения, навыки и качества личности), который выявлен, исходя из основных параметров учащихся, специфики выполняемой деятельности.

Таким образом, представленные в таблице 1 информационные умения и навыки, обеспечиваемые совокупностью информационных знаний, трансформируются в способности и качества личности, комплекс которых составляет ее конкурентоспособность.

Таблица 1. Структура информационной компетентности учащихся

Информационная компетентность

информационные знания

информационные умения и навыки

качества личности

учащиеся знают:

  • ¨ виды информации (социаль-ная, техниче-ская, биологическая, генетическая) по раз-личным ос-нованиям де-ления и форме пред-ставления; цен-ность информа-ции;
  • ¨ персональный ком-пьютер как сред-ство по-лучения, обра-ботки и передачи ин-форма-ции, принципы его устрой-ства и ос-новные области при-менения;
  • ¨ основные виды и назначе-ние про-грамм-ного обеспече-ния;
  • ¨ вторичные доку-менты как результат анали-тико-синтети-че-ской переработки ин-форма-ции;
  • ¨ интернет как ис-точник ин-формацион-ных ре-сурсов, алго-ритмы поиска по раз-лич-ным ти-пам запро-сов: адрес-ным, тема-тическим, факто-графи-ческим;
  • ¨ различные техно-логии под-го-товки и оформле-ния ре-зульта-тов самостоятельной ра-боты;

учащиеся понимают:

негативные по-следст-вия не-ин-фор-мирован-но-сти и не-уме-ния ра-ботать с информацией.

учащиеся умеют:

  • ¨ сообщать, сис-тема-тизи-ро-вать, гене-риро-вать, де-лать выводы, пра-вильно ин-терпре-тировать по-лучае-мую инфор-ма-цию;
  • ¨ самостоятельно выпол-нять про-грамм-ные учебные задачи;
  • ¨ применять про-граммное обеспе-чение для работы с инфор-мацией;
  • ¨ обрабаты-вать, созда-вать, ис-поль-зо-вать и защи-щать ин-формацию;
  • ¨ осуществлять по-иск ин-формации по адресным, фак-тогра-фическим, тема-ти-че-ским за-про-сам в Ин-тернете;
  • ¨ использовать информаци-онные техно-логии в про-цессе под-го-товки и оформ-ления ре-зультатов само-стоя-тельной работы; со-блюдать правила се-те-вого этикета.

учащиеся проявляют :

  • ¨ сформированность цен-ностей информа-ционного общества и деятельности че-ловека в нем;
  • ¨ информационную мо-биль-ность, адаптив-ность в раз-личных ин-фор-мацион-ных сооб-ще-ствах;
  • ¨ достижение постав-лен-ных целей в быстро ме-няющихся ситуациях ин-форма-ционного общества на основе способов ин-фор-мационной дея-тельно-сти и информа-ционного взаимо-дей-ствия;
  • ¨ инициативность, актив-ность и жела-ние быть лиде-ром;
  • ¨ лидерство, осно-ванное на понимании при-роды творче-ского са-моразвития как инте-гральной характе-ри-стики «самости», сис-те-мообразую-щими компо-нентами кото-рой являются само-обучение, са-моразви-тие и самосовершен-ствова-ние в творче-ских видах дея-тельно-сти.

Обоснование теоретико-методологических подходов, конкретизация и уточнение основополагающих понятий позволили нам сформулировать определение модели формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности.

Графическая интерпретация модели представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности


Итак, под структурно-функциональной моделью формирования информационной компетентности учащихся мы понимаем обобщенный образ процесса обучения, где в условиях системной интеграции учебной, внеучебной и информационно-коммуникативной деятельности обучающихся информационная компетентность формируется не как сумма знаний, умений и навыков, а как качество конкурентоспособной личности, способной к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.

Планируемый результат педагогического процесса, отвечающего разработанной модели, - формирование ценностных ориентаций, мотивов к учебной, внеучебной и информационно-коммуникативной деятельности; изучение предметного материала, осуществляемого на основе системных информационных знаний; формирование информационных умений и навыков, соответствующего опыта в процессе решения проблемно-исследовательских задач.

В исследовании разработана и апробирована технология формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности , включающая ценностно-целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-корректирующий компоненты.

Исходным пунктом каждого из компонентов является цель, которая конкретизируется в системе задач по формированию у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности, а затем трансформируется в результат - сформированность информационных знаний, умений, навыков, качеств личности, способствующих самообразованию, самосовершенствованию и самореализации, посредством поэтапного освоения содержания, методов, средств, форм взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Ценностно-целевой компонент технологии включает детализацию целей обучения, систему проблемно-исследовательских задач актуализации информационных знаний, умений, навыков и направлен на решение следующих задач:

  • формирование готовности к работе с информацией как с особым типом предметно-действенных знаний;
  • совершенствование навыков поиска, отбора, хранения и обработки информации с использованием различных источников на основе информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие умений систематизации и интерпретации полученной информации, ее анализа, оценки и построения выводов;
  • формирование способностей генерирования новой информации, а также принятия оптимальных решений в информационной деятельности;
  • развитие личностных качеств учащихся, способствующих самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.

Содержательный компонент технологии предполагает принятие решений об эффективных педагогических стратегиях с учетом отбора и структурирования учебного материала, направленных на получение информационных знаний, формирование информационных умений, навыков и качеств личности, на раскрытие способностей к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации. Данный компонент охватывает содержательное обеспечение процесса формирования у учащихся информационной компетентности.

Так, например, в содержание образования включены вопросы, связанные с информатизацией общества и правилами поведения в информационном обществе, использованием информационных технологий обработки текстовых, числовых и графических данных, разработкой базы данных, видами информационных систем.

Содержательный компонент технологии представлен в полном объеме в разработанном нами учебно-методическом обеспечении «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов (экспериментальные программы , , , школьные учебники , , , , рабочие тетради для учащихся , методические пособия для учителей , ). Данное учебно-методическое обеспечение разработано по заказу Республиканского научно-практического центра «Учебник» Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Процессуальный компонент технологии включает организационные формы, методы, средства, условия учебно-воспитательного процесса как поэтапного овладения теоретическими знаниями и формирования информационных умений и навыков, качеств личности, способствующих самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.

В качестве теоретических методов нами выбраны мини-лекции и дискуссии, практических - метод проектов, деловая игра, мозговой штурм и исследовательский метод. Мы предлагаем такие формы , как комбинированный урок, практические работы, лабораторные, проектные учебные занятия, консультации (индивидуальные и групповые); средства обучения - различные источники учебной информации: традиционные школьные учебники в сочетании с электронными; технические - персональный компьютер и информационно-коммуникационные технологии.

Оценочно-корректирующий компонент технологии включает разработку критериев сформированности информационной компетентности, определение уровней и показателей, методов и процедур оценивания достижений учащихся в овладении учебным материалом. Данный компонент рассматривает готовность и способность учащихся к использованию имеющихся знаний в информационной деятельности, потребность в самообучении, самосовершенствовании и самореализации. Это дает возможность индивидуального выбора учащимися темпа работы, очередности этапов достижения учебной цели, эффективного тренинга в соответствии с личностными особенностями и уровнем подготовки, развивает качества личности.

Представленные модель и технология формирования у учащихся информационной компетентности апробированы нами в ходе экспериментального исследования. Данное исследование показало общедидактическую значимость внедрения полученных результатов. В то же время обозначились новые проблемы, нуждающиеся в решении: исследование закономерностей, принципов, механизмов, условий индивидуализации и дифференциации формирования информационной компетентности и конкурентоспособности в условиях начального и среднего общего, начального и высшего профессионального образования, а также поиск других средств повышения уровня сформированности информационной компетентности обучающихся.

Рецензенты:

  • Абдыров А. М., д.п.н., профессор, Первый проректор Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, г. Астана.
  • Саламатов А. А., д.п.н., доцент ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Мурзалинова А.Ж., Кольева Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6270 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Методическая разработка.

Тема: Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе.

Выполнила: Скрябина Н.И.

преподаватель СКИиК

Екатеринбург 2015

Пояснительная записка.

По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное общественное развитие предъявляет всё новые и новые требования к современной личности. Постоянно ускоряющийся ритм и динамика жизни, огромные информационные потоки, различного рода проблемы и требующие немедленного решения комплексные задачи требуют развития новых качеств личности: мобильности личности, креативности, способности самоменеджмента, самоконтроля и саморегуляции. Задача развить личность, которая могла бы быть успешна в современном мире, в полном объеме возлагается на педагогов. Перед учителем поставлена задача научить правильно работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что она соответствует современной государственной образовательной политике, способствует реализации компетентностного подхода и нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение.

Цель: Развитие информационной компетенции учащихся на уроках.

Объект исследования: процесс развития информационной компетенции учащихся.

Методы исследования:

    анализ научной (естественнонаучной, педагогической, биологической) и учебно-методической литературы;

    систематизация и обобщение результатов исследования.

    изучение школьной документации – образовательных программ и рекомендаций к ним, планов работы учителей биологии.

Предполагаемый результат: обосновать возможность и необходимость развития информационной компетенции школьников.

Соотношение понятий

«Компетенция – программа, на основе которой развивается компетентность»
Л.И. Зимняя

Компетентность – комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией на бумажной и электронной основе.

Компоненты информационной компетенции

Компонент

когнитивный

Отражает процессы переработки поступающей информации; формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний;

Разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации;

Генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний;

Организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти;

ценностно-мотивационный

Создание условий, которые способствуют вхождению школьника в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций;

Характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом (выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности);

технико-технологический

Понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации;

Умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;

Понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности;

Знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков;

Технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий)

коммуникативный

Знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

рефлексивный

Осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации.

Свойства информационной компетенции

    дуализм – наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней – самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;

    относительность – знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке;

    структурированность – каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний;

    селективность – не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;

    аккумулятивность – знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» – аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее;

    самоорганизованность – процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний;

    «полифункциональность» – наличие разнообразных предметно- специфических баз знаний.

Функции информационной компетенции

    познавательная - направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;

    коммуникативная , носителями которой являются семантические компоненты, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса;

    адаптивная - позволяет адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

    нормативная - проявляется, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;

    оценочная (информативная) – активизирует умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую информацию, оценивать значимую и второстепенную.

    интерактивная - формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.

Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции:

    интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции решаемой задачи.

    перефразировать мысль, и по необходимости дополнять ее.

    проводить информационно-смысловой анализ текста.

    формулировать аргументированные выводы.

    использовать полученную информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности.

    структурировать информацию и представлять ее в различных формах и на различных носителях.

Информационная компетенция учащихся.

Важнейшим компонентом информационной компетенции является умение извлекать информацию оно непосредственно связано с навыками смыслового чтения.

Российские школьники традиционно много работают с книгой. Можно привести следующие проверяемые умения, навыкии способы деятельности.

Заключение:

Таким образом, в процессе подготовки школьников, формирование информационной компетенции имеет важное значение. Так как при помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает умения деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебном предмете, а также в окружающем мире.

Формирование информационной компетентности учащихся в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Право»

Переход к информационному обществу вносит изменения во все сферы жизнедеятельности человека, что ведет к изменению требований, предъявляемых к современному специалисту. Одним из решений сложившейся ситуации является переход от знаниевой к компетентностной модели специалиста. Реализация этой модели обеспечивает подготовку человека не только обладающего знаниями, но и умеющего их применить в различных ситуациях. Информационная компетентность предполагает, в частности, знания как в области ИКТ, так и в области их эффективного применения в процессе своей непосредственной деятельности, ориентированной на использование информационного ресурса.

В ходе изучения обозначенной тематики выявлены противоречия между потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем информационной компетентности в области права, и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, с одной стороны; с другой - потребностью студентов в овладении информационной компетентностью и неопределенностью механизмов её формирования; потребностью во время педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования информационной компетентности студентов на основе применения информационных технологий и неразработанностью организационно-педагогических условий, направленных на подготовку студентов к такого рода информационной деятельности.

Вышеперечисленные противоречия выражаются в форме научной проблемы: каковы организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности студентов на уроках права в аспекте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов?


Цель:

  • выявить, теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся на основе применения информационных технологий, и экспериментально проверить эффективность их реализации.

Объект :

  • процесс формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий в условиях внедрения стандартов нового поколения.

Предмет:

  • организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся на основе применения информационных технологий.

Гипотеза .

  • Процесс формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий будет эффективным, если: будет обеспечена организация информационно-образовательной среды путем насыщения информационными ресурсами; осуществлена диагностика и последующий мониторинг образовательных потребностей, мотивов и уровня знаний обучающихся; в учебной деятельности обучающихся активно использованы информационные технологии; самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся происходит на основе использования ИКТ.

Работа состоит из четырёх этапов включает в себя период с сентября 2012 года по май 2014 года. Второй этап (декабрь 2012 - январь - апрель 2013 г.) включает в себя разработку организационно-педагогических условий формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий и определение научно-методического инструментария их реализации; выявление критериев эффективности выделенных организационно-педагогических условий; осуществление, апробацию основных положений исследования в виде выступлений на научно-практических конференциях различного уровня значимости.


Обзор информации

1. Понятия «компетенция» и «ключевые компетенции».

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А. Болотовым, Е.В. Бондаревской, А.Н. Дахиным, Э.М. Днепровым, И.А. Зимней, В.А. Кальней, С.В. Кульневичем, О.Е. Лебедевым, Е.А. Ленской, А.А. Пинским, В.В. Сериковым, А.П. Тряпициной, И.Д. Фруминым, В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др. Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятия «компетенция» или «ключевая компетенция».

Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем.

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина «Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере».


2. Понятие «информационная компетенция».

Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся на дисциплине «Право», большое значение имеет выражение видов компетенций. Для учащихся на уроках «Право» лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). При изучении Права предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций - информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных.

В исследовании по совершенствованию предметной подготовки учащихся НПО при изучении дисциплины «Право» особое внимание обращалось на формирование информационной компетенции.

В исследованиях ученых понятие «информационная компетенция» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и личностного отношения в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

В структуре категории «информационная компетенция» выделяют следующие компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный. Таким образом, свойствами категории «информационная компетенция» являются следующие: дуализм, относительность, структурированность, селективность, аккумулятивность, самоорганизованность, «полифункциональность».

  • познавательная;
  • коммуникативная;
  • адаптивная;
  • нормативная;
  • оценочная (информативная);
  • интерактиавная.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Право» формирование информационных компетенций имеет большое значение. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, сохранения и передачи ее, самоорганизации, преобразования.


3. Характеристика информационной компетентности обучающихся в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Право»

Главной целью дисциплины «Право» является формирование у учащихся правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

Так, для качественной подготовки обучающихся важно научить их поиску правовой информации: находить в нормативных документах отличительные признаки, справочниках, энциклопедиях, электронных базах данных значения терминов и понятий. Нельзя обойтись без формирования умений общаться - слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно может быть организована при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения правовых знаний. Каждая группа умений имеет определенный компетентностный состав.


4. Развитие информационной компетентности обучающихся на дисциплине «Право» может быть обеспечено применением таких методик, как:

  • использование компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. Использование мультимедийных продуктов даже в рамках нескольких уроков является мощным средством индивидуализации обучения;
  • система специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность учащихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности. Кроме того, используются развивающие упражнения, кейсы, карточки-конверты, а также кроссворды и ребусы, которые кроме перечисленного, создают условия для повышения интереса к изучению права, а также позволяют осуществлять личностно-ориентированное обучение;
  • организация проектной деятельности: данная методика является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся, в том числе информационной, поскольку универсальна по отношению к предметному содержанию, например, по теме «Трудовое право»;
  • нетрадиционные формы занятий: урок-проблема по решению кейсов, урок-соревнование «Правовая олимпиада», урок-игра «Правовой турнир»... Данные формы позволяют решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины «Право», формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков. Нетрадиционные формы занятий проводятся в рамках Декады гуманитарных наук или в рамках программы Сектора гражданско-патриотического воспитания.

Так как работа по данному исследованию продолжается, то планируется разработать автоматизированные системы контроля, например, тестовая оболочка MyTest. На основе этого исследования применить метод рейтинговой оценки, который дает возможность повысить объективность оценки знаний.


Список литературы:

1. Аксенова М.В. Реализация информационных процессов в подготовке учащихся профильной школы к продолжению образования// Подготовка учащихся профильной школы к продолжению образования: Монография/ Под ред. проф. В.И. Земцовой. - Орск: Издательство ОГТИ, 2004. - 122 с.

2. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст]/ В.Л.Акуленко// Применение новых технологий в образовании: Материалы XVМеждунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.

Доклад подготовила: Коршунова Светлана Станиславовна, ГБОУ СПО ЧТПТиУ

Формирование информационной компетентности учителя.

Пестов Сергей Алексеевич,

аспирант Уральского Государственного Педагогического Университета, г . Екатеринбург,

старший преподаватель Нижнетагильской Государственной Социально-Педагогической Академии.

Современный этап развития человеческого обществахарактеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.

В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизацииуделяется большое значение. Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Государственные образовательные стандарты поставили перед ВУЗами задачуподготовки выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности, в том числе и в области информатизации образовательного процесса. В «Проекте профессионального стандарта педагогической деятельности» говорится о знаниипедагогом современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий в учебномпроцессе,современных методов обучения.

Освоение педагогами новой техники - это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. По мнению американского ученого М. Ш. Ноулза, внесшего большой вклад в развитие теории и практики образования, одной из основных задач в сфере высшего профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, а «... основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

В настоящее время существуют различные трактовки термина “профессиональная компетентность”. Одна из них - «профессиональная компетентность - способность учителя к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности».[ 5.с.176]

Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).

Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культурыучителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность». Кроме того, Я.И Кузьминов в понятие «информационная компетентность» вкладывает и методический аспект деятельности учителя.

П.В. Беспалов определяет информационную компетентность как «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления.» [ 2.с.176]

Информационная компетентность учителяформируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средстваобучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующиеуровни формирования информационной компетентности:

Уровень потребителя информации;

Уровень пользователя компьютером;

Уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;

Уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.

Основными педагогическими условиями, на взгляд автора, влияющими наформирование ИК педагога являются:

а) создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями;

б) обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК;

в) выполнение творческих проектов с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий.

Основными элементами процесса формирования ИК являются:

Умение применять информационные технологии для демонстрации печатныхи графических документов;

Умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;

Умение создавать презентации;

Умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;

Умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;

Умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;

Умение использовать компьютерное тестирование;

Умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой длякорректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

Обеспечение урока с использованием компьютерной техники включает несколько составляющих (см . рис. 1).

Рис. 1.

Наш опыт работы с педагогами позволяет выделить некоторые особенности, которые должны быть учтены при разработке и реализации учебных программ ВУЗов, системы повышения квалификации педагогов, связанных с формированием информационной компетентности. Такими особенностями являются:

Преобладание в учебной нагрузке практических и лабораторных занятий с использованием компьютера и организацией самостоятельной работы педагогов;

Предварительное изучение в ВУЗе студентами методики преподавания профильных педагогических и методических дисциплин. Учебные дисциплины, связанные с использованием информационных технологий в учебном процессе, должны изучаться на старших курсах;

Отражение особенности специализации учителей (русский язык, физика, технология) в содержании учебных дисциплин, связанных с формированием ИК;

Освоение педагогами методики использования информационных технологий на различных этапах урока (организационно-подготовительном, теоретическом, практическом, подведении итогов занятия).

ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельностипедагога. Субъективная сторона ИК определяетсяиндивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

Задачи, связанные с проблемой формирования информационной компетентности учителя, могут быть разделены на три группы:

Выражающие интересы общества;

Отражающие функции и содержание профессионально-педагогической деятельности учителя;

Выражающие индивидуальные профессиональные потребности и интересы учи теля.

Формирование ИК учителя предполагает:

Освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

Развитие коммуникативных способностей учителя;

Умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

В составе ИК учителя можно выделить четыре составляющие:

· мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;

· когнитивную -наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;

· операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;

· рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.

Литература.

1. Белкин А.С.Педагогическая компетентность. - Екатеринбург.: Издательский отдел УрГПУ, 2003.

2. Беспалов П . В . «Компьютерная компетентность в контексте личностно -ориентированного обучения » //Педагогика.- 2003, №4.-Ст. 45-50.

3. Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования.2007.- № 7.- Ст. 17-24.

4. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. – М.: Издательский отдел НМЦ СПО, 1998.

5. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. – М.: «Высшая школа», 1995.